10:14 Наскальные рисунки Гайаны (перевод статьи) |
ROCK PICTURES. EYERARD F. m THURN. Рисунки на скалах, безусловно, самые примечательные из наших древностей, являются - и это по-видимому, еще никогда не указывалось — не все из одного вида. Во всех случаях символы имеют, предположительно, иероглифическую природу, когда они изображены на больших или меньших поверхностях скал. Но иногда эти фигуры окрашиваются, хотя таких случаев мало и, как будет показано, мало-помалу; иногда они выгравированы, и имеет значение только сама основа фигуры. Скальные изображения этого последнего вида снова могут быть различимы в двух классах, в зависимости от глубины разреза, способа исполнения рисунка и, что наиболее важно, характера представленных фигур. Окрашенные скалы в Британской Гвиане упоминаются г-ном С. Баррингтоном Брауном, геологическим геодезистом колонии. Например, он говорит, что, спустившись мимо водопада Амаила Фолл (в том же районе и в радиусе, что и Кайетур) на реке Курибронг, он прошел «большую белую скалу из песчаника, украшенную фигурами красной краски». Когда в горах Пакарайру, на бразильской стороне, я слышал о существовании подобных картин в этом районе, но не смог их найти. Karowrieng rock paintings, Chi-Chi Gorge, Upper Mazaruni District, Guyana, South America Гравированные скалы, напротив, должны быть значительной древности; то есть они должны почти наверняка датируются временем, прежде чем племена, ныне населяющие британскую Гвиану, пришли в свои нынешние дома. Как уже было сказано, они бывают двух видов, и, вероятно, работа двух разных людей, оба в настоящее время отсутствуют в Британской Гвиане; и нет даже никаких оснований для того, чтобы предположить, что эти два вида были произведены в одно и тоже время. Эти два вида гравюр можно, ради исключительности, выделить как "глубокие" и "неглубокие" соответственно: по мере того как фигуры глубоко врезаются в скалу или слегка царапаются на поверхности. Скала Темехри в порогах Ванитобы на Корентине является прекрасным образцом последней или мелкой формы; и группа камней в районе Warrapuia на реке Essequibo несут много прекрасных примеров первого или глубокого стиля. Скульптуры часто встречаются на нескольких сторонах одного и того же блока, но никогда на стороне или сторонах, которые показывают признаки последнего перелома. Из того факта, что они находятся на двух или даже трех сторонах блоков, очевидно, что рисунки не могли, как можно было предположить, выполнять на обрыве скалы, которая с тех пор распалась на эти валуны. Часто они находятся на той поверхности, которая теперь покоится на других скалах кучи; тем самым подтверждая, что блоки больше не находятся в том положении, в котором они были, когда были сделаны чертежи. Опять же тот факт, что блоки, все из которых находятся под водой в периоды высоких дождей, многие из них всегда находятся ниже отметки воды, за исключением самых сухих сезонов, дает еще одну сильную почву для предположения о том, что камни были перемещены с тех пор, как скульптуры были выполнены. Самыми распространенными фигурами в Warraputa являются фигуры людей, а иногда и обезьян. Они очень просты и обычно состоят из одной прямой линии, представляющей туловище тела, пересекаемого двумя прямыми под прямым углом к кузову; один, на расстоянии примерно одной трети от вершины, представляет собой два плеча до локтя, где восходящие линии представляют собой нижнюю часть плеч; другая, которая находится на нижнем конце, представляет собой две ноги до коленей, из которых нисходящие линии представляют собой нижнюю часть ног. Иногда магистраль опускается вниз, как если бы она представляла длинный хвост. Вероятно, хвостатые мелкие фигур меньше представляющих человека, это хвостатые обезьяны. В нескольких случаях ствол, вместо того, чтобы быть обозначенным одной прямой, образуется двумя изогнутыми линиями, представляющими округлые очертания тела; и тело, таким образом, образуется, делится на ряд точек, почти неизменно девять в числе, которые, кажется, представляют собой позвонки. В Warraputa есть только два экземпляра фигур, происходящих только в одном представлении; один из них - лучистое солнце, другой - вершина закругленной арки. Как правило, по крайней мере эти фигуры часто встречаются в других местах. Не в Warraputa, но во многих местах на реках системы Essequibo, а также, вероятно, на Berbice, помимо рисунков, упомянутых выше, встречаются фигуры ящериц, аллигаторов, птиц или других животных. Сэр Роберт Шомбург в «Взглядах в интерьере Британской Гвианы» упоминает рисунок в Ариссаро, горе недалеко от Уоррапуты, в которой были представлены корабли, но это, вероятно, не индейская, а голландская или, во всяком случае, европейская работа. Неглубокие гравюры, например, на скале Темери при порогах Ванатобы, в окрестности реки Корентейна. Они кажется всегда находятся на сравнительно больших и более или менее гладких поверхностях скалы, и никогда на отдельных блоках скалы, сложенных один на другой. Фигуры также, как правило, намного больше, всегда комбинации прямых или изогнутых линий на фигурах, намного более эластичных, чем те, которые происходят в глубоких картинах. И эти мелкие рисунки всегда представляют не животных, но большие или меньшие вариации одной и той же фигуры. Что эта за фигура уже описано. Одна из особенностей этих двух видов рисунков, по-видимому, имеет общий характер, поскольку они всегда или почти всегда, поскольку, как говорят, это исключение в горах Pakaraima происходят вблизи воды и, как я полагаю, вблизи водопада или порогов. Есть еще одно исключение, упомянутое г-ном Брауном в районе Котинга, где он наблюдал фигуры солнц, изогнутых змей, спиралей и кругов на скале, стоящей в саванне; но даже это было не очень далеко от реки. Много различий кажутся достаточными для того, чтобы объяснить, что эти два вида являются работой разных людей и имеют разные цели. Если индейцы в настоящее время занимают районы, в которых происходят эти события, были потомками тех, кто произвел эту фигуру?, у них либо была бы какая-то традиция для каменных резчиков, либо они сами по себе могли бы вырезать похожие фигуры на камне ; поскольку ошибочно полагать, как это делали Уотертон и другие, что у индейцев нет традиций действия и обычаев их предков, или что они не долго сохраняют обычаи и простые действия их племени. Из ночи в ночь, в течение нескольких недель, меня будил однообразный звук страшных длинных рассказов о бывших индейских деяниях, рассказанных у огня на незнакомом мне языке. Нетрудно показать, что украшения, которые индейцы сегодня используют, и посуда, которую он использует, не заменяются статьями европейского производства той же формы, что и индейцы Гайяны во время открытия страны носили и использовали. Гумбольдт и Шомбургк оба предполагали, что наши наскальные рисунки являются лишь частью широко распространенного пояса подобных рисунков, происходящих как в Северной, так и в Южной Америке. Тем не менее, еще предстоит доказать, что эти фигуры действительно везде настолько похожи, что указывают на общий источник, и что скальные гравюры Северной и Южной Америки не отличаются по происхождению и по смыслу, как по форме. К сожалению, данные способные сделать действительно всеобъемлющее сравнение такого рода еще не собраны. ///.... ///... По меньшей мере пять курганов в настоящее время известны в окрестностях Померона и один на Морайбо, реке к северу от Померона, между Вайни и Баримой. В последнем районе индейцы говорят, что их гораздо больше, и поскольку эта страна почти неизвестна, они, вероятно, правы. Ближайшие к побережью это насыпь Вартраури на Моруке, реке, которая впадает в море бок о бок с Помероном. Дальше от моря, а на некотором расстоянии от Померона два кургана лежат близко друг к другу в Ситиках и Варрапане. Четвертый - в доме миссии в Кабакабури; и пятый, впервые обнаруженный во время моего визита в Помероне в декабре 1878 года, еще на милю или две, на ручей под названием Пирака. Два из них, находящиеся в Уоррамури и Кабакабури, расположены на высоких холмах рядом с видом на реку. Остальные находятся в секретных пихтах, на островах твердой почвы среди пальмовых пальм (Manicaria saccifera). Курган в Варрамури был впервые открыт в 1865 году под руководством Эева, Бретта Бретта, и снова был открыт в феврале 1866 года в присутствии Его Превосходительства Губернатора Хинкса. Этот холм высотой от 20 до 25 футов с диаметром около 130 футов. Как и все остальные, он почти полностью состоит из огромного скопления одного вида улитки-подобных черно-белых оболочек. Среди них, но в гораздо меньшей степени, были некоторые двустворчатые раковины (Лусина), а также фрагменты краба, лисицы, кости рыб и других животных, а также широкие и наиболее важные человеческие кости. Там также есть каменные топоры, куски древесного угля и куски красного вещества, видимо, пигмент. Масса оболочек, по-видимому, лежит в более или менее отчетливых ладжах между двумя из которых является «тонким слоем твердого, по-видимому, сожженного вещества». ...... Стоячие камни. Раскопки древних деревень. |
|
Всего комментариев: 0 | |