10:14
Наскальные рисунки Гайаны (перевод статьи)

ROCK PICTURES. EYERARD F. m THURN.
British Guiana Museum,
June 6th, 1879,

НАСКАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ.

Рисунки на скалах, безусловно, самые примечательные из наших древностей, являются - и это по-видимому, еще никогда не указывалось — не все из одного вида. Во всех случаях символы имеют, предположительно, иероглифическую природу, когда они изображены на больших или меньших поверхностях скал. Но иногда эти фигуры окрашиваются, хотя таких случаев мало и, как будет показано, мало-помалу; иногда они выгравированы, и имеет значение только сама основа фигуры. Скальные изображения этого последнего вида снова могут быть различимы в двух классах, в зависимости от глубины разреза, способа исполнения рисунка и, что наиболее важно, характера представленных фигур.  Окрашенные скалы в Британской Гвиане упоминаются г-ном С. Баррингтоном Брауном, геологическим геодезистом колонии. Например, он говорит, что, спустившись мимо водопада Амаила Фолл (в том же районе и в радиусе, что и Кайетур) на реке Курибронг, он прошел «большую белую скалу из песчаника, украшенную фигурами красной краски». Когда в горах Пакарайру, на бразильской стороне, я слышал о существовании подобных картин в этом районе, но не смог их найти. 
Г-н Уоллес в своем рассказе о его «Путешествие на Амазонке» упоминает появление аналогичных рисунков более чем в одном месте возле Амазонки, а из других источников кажется вероятным, что они встречаются во многих частях Южной Америки. Если, как похоже, эти фигуры рисуются с помощью faroah (красная краска, которая обычно используется индейцами и приготовлена ​​из плодовой оболочки вокруг семян Bixa orellana), или, насколько это возможно, с какой-то красной землей, они должны быть современными, работа индейцев сегодняшнего дня, поскольку эти рисунки не будут долго выдерживать эффекты погоды, особенно там, где, как в случае с г-ном Брауном, рисунки находятся на
таком невосприимчивом веществе, как песчаник. эти картины, однако, очень желательны, потому что, даже если они являются современными, было бы очень интересно узнать, соответствуют ли конструкции каким-либо образом либо тем, которые изображены на выгравированных скалах, либо тем, что индейцы в настоящее время рисуют, в порядке орнамента, на их собственной коже.

 Karowrieng rock paintings, Chi-Chi Gorge, Upper Mazaruni District, Guyana, South America

Гравированные скалы, напротив, должны быть значительной древности; то есть они должны почти наверняка датируются временем, прежде чем племена, ныне населяющие британскую Гвиану, пришли в свои нынешние дома. Как уже было сказано, они бывают двух видов, и, вероятно, работа двух разных людей, оба в настоящее время отсутствуют в Британской Гвиане; и нет даже никаких оснований для того, чтобы предположить, что эти два вида были произведены в одно и тоже время. Эти два вида гравюр можно, ради исключительности, выделить как "глубокие" и "неглубокие" соответственно: по мере того как фигуры глубоко врезаются в скалу или слегка царапаются на поверхности. 
Первые варьируются от одной восьмой до одной половины дюйма или даже более, в глубину; последние имеют незначительную глубину. Эта разница, вероятно, указывает на разницу в средствах, с помощью которых они были созданы. Глубокие углубления кажутся вырезанными в скале каким-то острым инструментом; мелкие фигуры были, по-видимому, образованы длительным трением камнями и влажным песком. Эти два вида, кажется, никогда не встречаются в одном и том же месте или даже рядом друг с другом. Глубокая форма встречается в нескольких местах на реках Эссекибо, Иренг, Оотинга и Китара, и, как говорят, на реке Бербис. До сих пор неглубокая форма была зарегистрирована только на реке Коррентеин, где, однако, примеры встречаются в значительном количестве, но виды отличаются не только глубиной разреза, в кажущемся способе их производства и в пластике их возникновения, но также - и это главное отличие между двумя - в представленных изображениях.
Это лучше всего объяснить, описав пример каждого вида.

Скала Темехри в порогах Ванитобы на Корентине является прекрасным образцом последней или мелкой формы; и группа камней в районе Warrapuia на реке Essequibo несут много прекрасных примеров первого или глубокого стиля.
Надписи в обоих этих местах были сфотографированы. Картина на скалах Темехри состоит из большой одиночной фигуры или комбинации простых линий и имеет большие
размеры. Как и все мелкие чертежи, его контур можно описать как прямоугольную фигуру большей высоты, чем ширины, увенчанную полукругом, отмеченным с помощью насечек. Этот контур заполнен шаблоном из прямых линий. В отличие от контура, эта картина не всегда такая же, как у Темехри, и на самом деле ее часто очень много. Вся высота фигуры в Темэхри составляет 13 футов, максимальная ширина - 5 футов 7 дюймов; но фигуры такого рода очень сильно различаются по размерам. С другой стороны, глубокие рисунки состоят не из одной фигуры, а из большего или меньшего количества грубых рисунков. Они изображают человеческую форму, обезьян, змей и других животных, а также очень ограниченные комбинации двух или трех прямых или изогнутых линий в шаблоне, а иногда и более сложные комбинации. Отдельные фигуры малы, в среднем от 12 до 18 дюймов в высоту, но значительное число обычно представлено в группе.
Самый близкий и один из лучших примеров глубокой гравюры на камне - это бурные пороги Warraputa, около шести дней путешествие по реке Essequibo. В этом месте большое количество фигур разбросано по поверхностям группы гранитных валунов в самой середине порогов. Эти породы, когда река высока, покрыты водой, но обнажаются в течение сухого сезона.

Скульптуры часто встречаются на нескольких сторонах одного и того же блока, но никогда на стороне или сторонах, которые показывают признаки последнего перелома.  Из того факта, что они находятся на двух или даже трех сторонах блоков, очевидно, что рисунки не могли, как можно было предположить, выполнять на обрыве скалы, которая с тех пор распалась на эти валуны.  Часто они находятся на той поверхности, которая теперь покоится на других скалах кучи; тем самым подтверждая, что блоки больше не находятся в том положении, в котором они были, когда были сделаны чертежи. Опять же тот факт, что блоки, все из которых находятся под водой в периоды высоких дождей, многие из них всегда находятся ниже отметки воды, за исключением самых сухих сезонов, дает еще одну сильную почву для предположения о том, что камни были перемещены с тех пор, как скульптуры были выполнены.

Самыми распространенными фигурами в Warraputa являются фигуры людей, а иногда и обезьян. Они очень просты и обычно состоят из одной прямой линии, представляющей туловище тела, пересекаемого двумя прямыми под прямым углом к ​​кузову; один, на расстоянии примерно одной трети от вершины, представляет собой два плеча до локтя, где восходящие линии представляют собой нижнюю часть плеч; другая, которая находится на нижнем конце, представляет собой две ноги до коленей, из которых нисходящие линии представляют собой нижнюю часть ног.
Круглая точка или небольшой круг в верхней части магистральной линии образуют голову; и есть несколько излучающих линий, где пальцы, еще несколько пальцев, должны быть. 

Иногда магистраль опускается вниз, как если бы она представляла длинный хвост. Вероятно, хвостатые мелкие фигур меньше представляющих человека, это хвостатые обезьяны. В нескольких случаях ствол, вместо того, чтобы быть обозначенным одной прямой, образуется двумя изогнутыми линиями, представляющими округлые очертания тела; и тело, таким образом, образуется, делится на ряд точек, почти неизменно девять в числе, которые, кажется, представляют собой позвонки.
Большинство других фигур в Уоррапуте очень простые комбинации двух, трех или четырех прямых линий, похожих на так называемый «Греческий образец», который имеет широкое распространение. Часто встречаются комбинации изогнутых линий и простых спиральных линий. Многие из этих комбинаций очень напоминают фигуры, которые индейцы современности рисуют на лицах и обнаженных телах. Однако сходство, вероятно, связано только с тем фактом, что фигуры - это только простые комбинации линий, которые будут происходить независимо от наскальных художников и для рисующих на телах, как и для всех других неискушенных дизайнеров. 

В Warraputa есть только два экземпляра фигур, происходящих только в одном представлении; один из них - лучистое солнце, другой - вершина закругленной арки. Как правило, по крайней мере эти фигуры часто встречаются в других местах. Не в Warraputa, но во многих местах на реках системы Essequibo, а также, вероятно, на Berbice, помимо рисунков, упомянутых выше, встречаются фигуры ящериц, аллигаторов, птиц или других животных. Сэр Роберт Шомбург в «Взглядах в интерьере Британской Гвианы» упоминает рисунок в Ариссаро, горе недалеко от Уоррапуты, в которой были представлены корабли, но это, вероятно, не индейская, а голландская или, во всяком случае, европейская работа.

Неглубокие гравюры, например, на скале Темери при порогах Ванатобы, в окрестности реки Корентейна. Они кажется всегда находятся на сравнительно больших и более или менее гладких поверхностях скалы, и никогда на отдельных блоках скалы, сложенных один на другой. Фигуры также, как правило, намного больше, всегда комбинации прямых или изогнутых линий на фигурах, намного более эластичных, чем те, которые происходят в глубоких картинах. И эти мелкие рисунки всегда представляют не животных, но большие или меньшие вариации одной и той же фигуры. Что эта за фигура уже описано.

Одна из особенностей этих двух видов рисунков, по-видимому, имеет общий характер, поскольку они всегда или почти всегда, поскольку, как говорят, это исключение в горах Pakaraima происходят вблизи воды и, как я полагаю, вблизи водопада или порогов. Есть еще одно исключение, упомянутое г-ном Брауном в районе Котинга, где он наблюдал фигуры солнц, изогнутых змей, спиралей и кругов на скале, стоящей в саванне; но даже это было не очень далеко от реки.

Много различий кажутся достаточными для того, чтобы объяснить, что эти два вида являются работой разных людей и имеют разные цели.
Никакой теории о происхождении любого из этих видов наскальных картин никогда не возникало. Индейцы современности ничего не знают о них; и если они когда-нибудь расскажут о них, расскажут какую-то историю, как то, что «сделали женщины», или что они являются работой Маккенаймы (Божьего сына), который, когда он бродил по земле, рисовал их пальцем по скале ; вряд ли стоит указывать на то, что последняя квази-традиция не имеет даже достоинства древности; потому что, должно быть, возникли белые белые миссионеры, прибывшие в Южную Америку, и там сначала была история Христа.

Если индейцы в настоящее время занимают районы, в которых происходят эти события, были потомками тех, кто произвел эту фигуру?, у них либо была бы какая-то традиция для каменных резчиков, либо они сами по себе могли бы вырезать похожие фигуры на камне ; поскольку ошибочно полагать, как это делали Уотертон и другие, что у индейцев нет традиций действия и обычаев их предков, или что они не долго сохраняют обычаи и простые действия их племени. Из ночи в ночь, в течение нескольких недель, меня будил однообразный звук страшных длинных рассказов о бывших индейских деяниях, рассказанных у огня на незнакомом мне языке.

Нетрудно показать, что украшения, которые индейцы сегодня используют, и посуда, которую он использует, не заменяются статьями европейского производства той же формы, что и индейцы Гайяны во время открытия страны носили и использовали.

Гумбольдт и Шомбургк оба предполагали, что наши наскальные рисунки являются лишь частью широко распространенного пояса подобных рисунков, происходящих как в Северной, так и в Южной Америке. Тем не менее, еще предстоит доказать, что эти фигуры действительно везде настолько похожи, что указывают на общий источник, и что скальные гравюры Северной и Южной Америки не отличаются по происхождению и по смыслу, как по форме. К сожалению, данные способные сделать действительно всеобъемлющее сравнение такого рода еще не собраны. ///....

///...

По меньшей мере пять курганов в настоящее время известны в окрестностях Померона и один на Морайбо, реке к северу от Померона, между Вайни и Баримой. В последнем районе индейцы говорят, что их гораздо больше, и поскольку эта страна почти неизвестна, они, вероятно, правы. Ближайшие к побережью
* Исключением, на которое ссылается, является курган, который, как говорят, 10 существует в Pln. Скелдон в Бербице. Я должен быть благодарен за любую информацию за этот насыпь или за любые другие, дополняющие их.
* В прежней заметке я попытался указать, что Карибиси, здесь часто называемые «карибы», на самом деле являются лишь филиалом семейства Карибов, к которому принадлежит семья. индейцев Аккауи, Арккуны и Макуси.

это насыпь Вартраури на Моруке, реке, которая впадает в море бок о бок с Помероном. Дальше от моря, а на некотором расстоянии от Померона два кургана лежат близко друг к другу в Ситиках и Варрапане. Четвертый - в доме миссии в Кабакабури; и пятый, впервые обнаруженный во время моего визита в Помероне в декабре 1878 года, еще на милю или две, на ручей под названием Пирака. Два из них, находящиеся в Уоррамури и Кабакабури, расположены на высоких холмах рядом с видом на реку. Остальные находятся в секретных пихтах, на островах твердой почвы среди пальмовых пальм (Manicaria saccifera).
Таким образом, все находятся в сильных оборонительных позициях и вблизи проточной воды. Необходимость защиты от народа страны и пресной воды для их приема пищи были двумя пунктами, которые, вероятно, главным образом руководили карибиси в выборе мест для своих временных лагерей, когда они совершали набеги на материк. Все курганы - поскольку они были рассмотрены - одинаковы по характеру и шрифтам, они состоят главным образом из больших скоплений небольшой оболочки (Neritina lineolata). В некоторых случаях более разлагающееся состояние раковин и других отходов, по-видимому, указывает на несколько больший возраст.

Курган в Варрамури был впервые открыт в 1865 году под руководством Эева, Бретта Бретта, и снова был открыт в феврале 1866 года в присутствии Его Превосходительства Губернатора Хинкса. Этот холм высотой от 20 до 25 футов с диаметром около 130 футов. Как и все остальные, он почти полностью состоит из огромного скопления одного вида улитки-подобных черно-белых оболочек. Среди них, но в гораздо меньшей степени, были некоторые двустворчатые раковины (Лусина), а также фрагменты краба, лисицы, кости рыб и других животных, а также широкие и наиболее важные человеческие кости. Там также есть каменные топоры, куски древесного угля и куски красного вещества, видимо, пигмент. Масса оболочек, по-видимому, лежит в более или менее отчетливых ладжах между двумя из которых является «тонким слоем твердого, по-видимому, сожженного вещества».
В следующем году насыпь в Сириках была измерена и открыта, хотя, я считаю, не под личным надзором образованного человека. Этот курган, который должен быть самым большим из известных, называется продолговатым, длиной 250 футов на 90 футов в ширину и между 20 доспехами высотой 25 футов. Среди других человеческих костей было 6 черепов, которые, хотя и были найдены в двадцать семь фрагментах, были впоследствии собраны вместе и предлагали быть совершенными, но для отверстия в верхней части, видимо сделанной каким-то таким орудием, как искусственный топор.

......

Стоячие камни.
Два следа старой индейской жизни, которые еще предстоит упомянуть, даются по авторитету г-на К. Баррингтона Брауна. Один из них - круг стоящих камней. (Дж. Браун говорит: «В горах Пакарайма, между деревнями Мора и Итабай, путь проходит через круг квадратных камней на одном конце, на одном из которых есть на нем качели». В примечании он добавляет, что« этот круг камней очень похож на этот камень на Стэнтон-Мауре, показанный в "Памятниках грубого камня" в Фергюсоне.

Раскопки древних деревень.
Многие примеры древних поселений также упоминаются одним и тем же путешественником. Говорят, что они отличаются от страны окружения богатым черным цветом почвы и обилием сломанных фрагментов керамики. Конечно, возможно, что эти стоянки являются пустынными деревнями сравнительно или даже очень современной даты.
Но, с другой стороны, поскольку все приведенные примеры встречаются далеко внутри страны, и поскольку внутренние племена делают, но очень мало керамики, более вероятно, что такие места были домами племен, отличными от тех, которые сейчас обитают в соседней стране.
Только очень тщательный поиск в таких местах может решить этот вопрос. И такой труд, вероятно, будет вознагражден результатами экстремальной этнологической и археологической ценности.

Просмотров: 306 | Добавил: Василек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps