14:05
Лесные индейцы, часть.1

К Главе 3. Подглаве I. Северный (Панамо-Колумбийский) ареал и  II. Ареал Льянос-Ориноко.

Самый крупный из индейских народов Венесуэлы – вайуу, они же гуахиро. В число «лесных индейцев» я не включил этот единственный крупный аравакоязычный народ. Вместе с варао, пемон, каринья, гуахибо, пиароа, анью, юкпа и пумэ они составляют 85 % венесуэльских индейцев. Наибольшие группы коренного населения сосредоточена в штатах Сулия (62%), Амазонас (11%), Боливар (9,4%) и Дельта-Амакуро (5,8%). 

В Амазонас и Дельта-Амакуро индейцы составляют, соответственно, 54,3% и 26,6% численности населения. Также к «индейским» штатам относятся Ансоатеги, Апуре, Монагас, Мерида, Трухильо и Сукре.

Индейцы штата Сулия в основном представлены четырьмя народами: вайуу, анью, бари и юкпа. Однако есть еще несколько этносов, которые самоопределились после 2001 года, до этого считаясь исчезнувшими, либо не отделялись от вышеперечисленных народов.

 

Анью (параухано) обитают на северо-западном побережье озера Маракайбо, включая ряд островов; часть их поселений – это свайные постройки над водой. Современные анью – потомки тех индейцев, чьи «плавучие города» дали название всей стране. Их надводное поселение в лагуне Синамайка – это одна из туристических достопримечательностей штата. Основным занятием является рыбная ловля; помимо собственного пропитания, она обеспечивает значительную часть потребностей местного рынка. Также анью занимаются изготовлением лодок и выращивают на продажу кокосовый орех. По культурным характеристикам эта народность близка к вайуу, однако ее представители в большинстве своем забыли родной язык, перейдя на испанский.

Мотилоны.

Бари занимают покрытые лесом территории к юго-западу от озера Маракайбо в районе горного хребта Сьерра-де-Периха, на западной границе Венесуэлы и на северо-востоке Колумбии. К северу от них в венесуэльской части Сьерра-де-Периха в лесной зоне обитают юкпа. Различаясь лингвистически, обе народности сходны по образу жизни и долгое время ошибочно назывались одним именем: первые были известны как «воинственные мотилоны», вторые – как «мотилоны мирные». Их основное занятие – подсечно-огневое земледелие в сочетании с охотой, рыболовством и собирательством. Судьба этих народов несет много общего: в первые десятилетия ХХ в. под напором крестьян-скотоводов и горнодобывающих компаний индейцы потеряли большую часть остававшихся у них территорий. Так, к 1960-м годам территория бари составляла 12 % от имевшейся у них в 1900 г., а численность сократилась вчетверо, восстановившись лишь к недавнему времени. Юкпа были оттеснены в труднодоступные высокогорные районы. Оказавшись на грани выживания, они начали движение в обратном направлении, захватывая хозяйства, обосновавшиеся на их исконных землях. Ситуация особенно обострилась в последние годы, когда к притязаниям нефтедобывающих компаний и скотоводов добавились планы по добыче угля в этом регионе. Материальная культура юкпа претерпела серьезные изменения: на смену небольшим общинам пришли более крупные поселения; как и бари, они предпочитают теперь традиционным жилищам обычные дома сельского типа. Широкое распространение получило выращивание кофе, которое юкпа продают через созданный ими кооператив. Оба народа смогли сохранить свой язык, социальную и экономическую структуру, верования, а борьба за возвращение своих земель стала для них объединяющим фактором.

К прочим этносам штата Сулия относятся, например, хапрерия (Japrería) .

Хапрериа - группа, которой угрожает исчезновение. Они живут в общине на северо-западе штата Сулия.

Хапрериа - это язык Карибской семьи, находящийся под угрозой исчезновения. На нем говорит небольшая община (95 по состоянию на 2002 год SIL) в северной части Сьерра-де-Периха, в штате Сулия, Венесуэла. Japrería также известен как «Yapreria». Japreria - это язык прибрежной подгруппы Северной группы семьи языков Карибского моря. Юкпа - самый близкий карибский язык. То есть они принадлежат к карибской лингвистической семье. Раньше их вместе с юкпа называли «кроткими мотилонами». Хапрериа - жители горного массива Сьерра-де-Периха (Sierra de Perijá) и их предгорья. Они живут в бассейнах четырех рек, которые пересекают центральные предгорья Сьерра, на территориях, прилегающих к другим этническим группам, населяющим этот район. Долгое время они считались подгруппой или частью этнической группы юкпа, и их не разделяли в ходе переписи населения в 1992 году. Однако в настоящее время они сами борются за право претендовать на роль самостоятельной этнической группы. Они живут в односемейных домах (несколько семей), построенных из соломы и глины. Они не используют татуировки, пирсинг кожи или любую другую подобную практику. Источников информации мало. Они сопротивлялись испанскому правлению, но без вооруженной борьбы, которую практиковали другие карибские племена. Глубоко в Сьерра-де-Периха, недалеко от верховьев рек Лахас, Сокуи и Палмар, они создали свои первые поселения. Так же, как южные соседи, бари, деревни хапрериа существовали долгое время в самом сердце джунглей, и потребовалось более двух столетий чтобы мир узнал о их существовании, обычаях и культуре. Что касается их местоположения, то это очень труднодоступная местность, и в колониальное время испанцам было трудно найти этот народ, который никогда не характеризовался наличием большого населения. Между 1492 и 1690 годами поселенцы и миссионерские миссии, прибывшие в западную Венесуэлу, не знали о существовании этих туземцев.

Уникальность этого народа была установлена после исследования языка, культуры и социальной организации. По словам профессора Луиса Окендо, в исследовательской работе Университета штата Сулия (2004) аналогия между хапрериа и юкпа отрицается, поскольку они отличаются своей социальной организацией и языком. Окендо приводит отчеты Министерства образования 1986 года, что все говорящие на Юкпа понимают друг друга, за исключением небольшой группы, называемой хапрериа. Это доказывает, что существует разница между юкпа и хапрериа, то есть это не одни и те же люди, так как каждый из них разработал собственную систему устного выражения, имеющую разные значения и символические представления. По словам Окендо, эта этническая группа разводит крупный рогатый скот и коз для самостоятельного потребления. Они не посвящают себя плетению или ремеслам. Территория этнической группы хапрериа была затоплена при строительстве плотины в конце 20-го начале 21-го века. Последовавшие рукотворные наводнения заставляют народ хапрериа эмигрировать в поисках нового участка поселения, поскольку они живут на берегах рек. Что касается правовой основы сегодня, что касается прав общин коренных народов, их определяют новые положения Боливарианской конституции Венесуэлы. Из статьи, которая устанавливает, что все виды деятельности, которые могут нанести ущерб экосистемам, должны быть предварительно обсуждены с участием представителей индейских общин. Сельскохозяйственные продукты, которым в культуре хапрериа придается наибольшее значение, представлены  маниокой, табаком и бананами. Среди источников белков, составляющих диету хапрериа, есть добываемые охотой обезьяны, чачалаки и агути («лапас»).

В результате обмена с креольской культурой хапрериа научились выращивать домашний скот для потребления и продажи. Они также изменили структуру своего традиционного жилища и стали строить жилища, аналогичные креольским хижинам, т. е. происходит транскультурация. Языковая изоляция хапрериа обусловлена их географической изоляцией, поскольку они населяли отдаленные районы Сьерра-де-Периха. Язык был ключевым элементом для их признания как народа своей собственной идентичности, независимо от другой группы коренных народов, с которыми они ассоциировались. Все уроженцы культуры хапрериа знают и используют свой родной язык, высокий процент из них знает и использует испанский язык. Хапрерия или Япрерия, является этнической группой с высоким процентом утраты собственных культурных ценностей. Сегодня их небольшая группа из 71 семьи, составляющих сообщество Saapreye («дети тростника»), в котором немногие индейцы чистокровны, включает также метисов, которые не знают обычаев, несмотря на то, что остались на их собственной территории. Saapreye были порабощены другими коренными народами, перемещенными поселенцами, из-за ценности их земель, и преследовались капуцинами, которые стремились обратить их в католичество. Недавнее медобследование показало, что хапрерия страдают от массовых паразитарных заболеваний – более 80 процентов жителей заражены энтеропаразитами: Blastocystis, Entamoeba, гельминтами: нематоды, человеческая аскарида и карликовый цепень.

Народ пумэ (яруро) оставляет почти половину индейского населения в штате Апуре. Небольшие общины пумэ автономны. Каждую возглавляет старейшина, выполняющий социальные функции (прием гостей и др.), но не располагающей реальной властью. Поселения представляют собой несколько односемейных домов, общие большие жилища встречаются все реже. Общины, обитающие по берегам рек, ведут оседлый образ жизни и занимаются земледелием, а обитатели степных районов – охотники и собиратели, кочующие на большие расстояния. В последние годы в результате продолжающегося захвата земель многие вынуждены стать батраками.

Вдоль берегов низовьев р. Унаре (Unare) находилась территория индейского народа пириту. Эта территория соответствует западным частям областей Пириту, Puerto Píritu и Clarines в штате Ансоатеги, Венесуэла. Западные границы территории пириту граничили с землями индейских племен Tomuza, Guaiquerí, Teserma и Guaribe, обитавших к западу от реки Унаре (Unare). «Píritu» - это коренной народ, который относится к карибам по языку и живет в штате Ансоатеги. Фактически в этом штате есть их поселение, называемое Пуэрто-Пириту. В 2001 год было 236 коренных жителей, которые были распределены среди некоренного населения этого штата, и, хотя они не говорили на своем традиционном языке, они находятся в процессе собирания и культурной идентификации. Т.о. пириту, как и чайма – возрождающийся коренной этнос Венесуэлы.

Аморуа – народность языковой семьи гуахибо (хиви), другое название wipiwe. Эта группа обитает по берегам рек Ориноко и Мета, в охраняемой пограничной области de Caño Mochuelo (Hato Corozal) в департаменте Casanare. Упоминаются некоторые люди происхождения Amorúa в общинах Conejo, Turpialito, Bachaco, Caño Mosquito и Dagua в Вичада. Конехо здесь – партизанский лагерь ФАРК в предгорьях серрания де Периха, насчитывающий около 80 человек, из которых большинство аборигены племени вайуу, остальные – индейские капитании в штате Вичада, также связанные с партизанским движением и контрабандистами. Оценка численности населения аморуа - 178 человек, расположенных в пограничной области площадью 94.670 га, которая является частью резервата Caño Mochuelo. Некоторые исследования показывают, что amorúa, традиционно связанные с другими этническими группами языковой семьи Guahibo, известны под такими именами, как tsiripu, wipiwe и mariposo, могли бы быть ассимилированы родственными этническими группами, соседствующими с их территориями. Другие авторы их рассматривали как часть этнической группы Sikuani. Разнородные группы, объединенные верой в общего предка после 50-х годов частично переместились с занимаемых земель, смешавшись с другими группами. Главным лицом в общине был шаман, практикующий употребление йопо в любом традиционном ритуале. В начале восьмидесятых годов, некоторые amorúa объединились в заповеднике Caño Mochuelo (превращен в резерват – индейскую территорию), избегая присутствия партизан, и расширения посевов коки. Последние сведения по amorúa, в 1991 году, их представители проживали в городе Paz de Ariporo в Casanare, в резервате Caño Mochuelo. Так же, в департаменте Вичада, amorúa жили на тот момент с guahibo или Sicuani, в резервате Guáripa.

Таблица численности amorúa согласно Переписи в Колумбии 2005 года

DEPARTAMENTO

MUNICIPIO

PUEBLO INDÍGENA

мужчины

женщины

всего

Casanare

Paz de Ariporo

Amorúa

169

146

315

Casanare

Hato Corozal

Amorúa

50

57

107

Vichada

La Primavera

Amorúa

8

5

13

Casanare

Yopal

Amorúa

7

3

10

Bogotá

Bogotá, D.C

Amorúa

1

2

3

Meta

Villavicencio

Amorúa

2

1

3

Arauca

Arauca, Saravena

Amorúa

4

 

4

Cundinamarca

Fusagasugá, Medina

Amorúa

2

1

3

Cauca

Inzá

Amorúa

 

1

1

Casanare

Monterrey, Sabanalarga

Amorúa

2

 

2

Всего

 

Amorúa

245

219

464

Гуахиро (вайуу) населяют побережье озера Маракайбо и полуостров Гуахира, пограничный с Колумбией, на территории которой проживает значительная часть этой народности. Им удалось отстоять свою территорию и сохранить фактическую автономию. Однако близкое соседство с иной культурой, а также климатические изменения внесли серьезные перемены в образ жизни: вместо охоты и рыболовства главным их занятием стало скотоводство, в первую очередь разведение коз, которое и по сей день составляет основу жизни сельских общин. Хорошо развито ремесленные производства (ткачество, гончарное дело) важную роль играет торговля (в том числе контрабанда). Большинство вайуу мигрировали в города: в Маракайбо, где их проживает около 60 тыс., Баркисимето, Валенсию, Маракай. Многие работают по найму в сельском хозяйстве, на угольных шахтах, промышленных предприятиях, в строительстве, сфере услуг, в городах занимаются мелкой торговлей.

Вайуу сохранили традиционную социальную структуру, важную роль в которой отводится женщинам. Народ разделен на несколько родо-племенных групп, называемых кастами, родство считается по матрилинейному принципу. Главой расширенной семьи является дядя по материнской линии; допускается полигамия. Вайуу имеют собственные законы, насчитывающие сотни лет, и систему правосудия, которую олицетворяет своего рода верховный судья, разрешающий конфликты между племенами. Из всех индейских народностей они наиболее интегрированы в западное общество, не теряя в то же время своей идентичности. Хотя более 80% живет за пределами традиционной среды, лишь треть из них не владеет родным языком, полностью перейдя на испанский. Представительница этой народности одно время возглавляла Министерство окружающей среды, из их рядов также вышли три депутата Национальной ассамблеи, в том числе одна из виднейших индейских лидеров Ноэли Покатерра. Именно полное изменение хозяйственно-культурного типа вывело вайуу из общности с лесными индейцами.

Народность инга (язык кечуа, никогда не имели отношения к лесным индейцам) живет в Колумбии в Долине Сибундой, Юнгильо и Кондагуа, в департаменте Путумайо. Существуют также большие концентрации в селении Апонте, департамент Нариньо, в департаменте Кауки и в городских центрах, таких как Богота и Кали.

Их численность оценивается в 19 079 человек (оценка 2001 год).

Некоторые исследования предложили в качестве гипотезы о происхождении этой группы их принадлежность к общинам великой империи инков в доиспанские времена, которые выполнили миссию «опекунов» границ, чтобы предотвратить восстание племен, обложенных данью.

Согласно этой теории, в конце 15-го века они прибыли в Сибундойскую долину, затем направились в район Путумайо, где они были изолированы от других групп кечуа. Во время испанского завоевания они переехали в районы департаментов Какета и Нариньо. После того, как они обосновались на своей территории, создание миссий Капуцинов оказало большое влияние на их культуру.

Миграционная традиция отметила жизненную и культурную самобытность людей Инга, о чем свидетельствуют поколения коренных народов, рожденных в городах и городских центрах. Миграция в городские районы восходит к 1930-м годам, когда война против Перу и военная колонизация привели к тому, что около 1000 инга из Альто Путумайо перебрались в соседние города и даже в Венесуэлу. Во многих штатах севера Венесуэлы в городах отмечается наличие народности инга.

В последние годы они распространились почти во все крупные города Колумбии. Их стратегия выживания в городе основана не только на высокой степени социальной сплоченности, проявляющейся в развитии и сотрудничестве общинной организации, но и во внедрении в неформальную экономику как целителей и торговцев лекарственными растениями и другими целебными и магическими продуктами. Они также продают продукцию своего ремесла и музыкальные инструменты. Рабочие места расположены в популярных торговых зонах и, в меньшей степени, вблизи рынков.

Инга являются традиционными врачами по преимуществу и обладают большим знанием растений. Яхе, растение, которое они обрабатывают по-разному, рассматривается как средство, через которое открывается земной и духовный мир Инга и Каменца. Это использование яхе, когда шаман вступает в контакт с создателями. Для этой группы брак представляет собой неразрывную связь, совершаемую как католическими, так и традиционными церемониями. Ядро семьи и семейное пространство вращаются вокруг очага. Дома, в которых они живут – это жилища крестьянского типа, обычно прямоугольные с тремя или четырьмя комнатами.

Городской Совет - кабильдо является органом, который регулирует деятельность народа Инга, с губернатором как максимальным лидером. В настоящий момент существует общий фронт, состоящий из трех советов общин: Сантьяго, Сан-Андрес и Колон, а также cabildo Kamsáde Sibundoy. Эти институты стремятся найти решение земельной проблемы и определить совместные позиции перед правительственными или неправительственными организациями, укрепляя внутренние полномочия группы.

Общественные работы, связанные с строительством дорог, мостов, дренажных каналов, домов, а также подготовка почвы «чагры» или участка, вспахивание стерни, посев и сбор урожая, осуществляются тремя способами: «минга», где работа обменивается на еду и чичу, «divichidos», где обмениваются рабочей силой и «conchavos», где цена согласована для проделанной работы.

Их экономика основывается на сельском хозяйстве, особенно выращивание зерновых культур, кукурузы, картофеля, овощей и фруктов. Практикуется скотоводство и торговля молоком в департаменте Нариньо. В зависимости от этих видов деятельности они расположены в городских центрах по всей стране, объединяясь на коммерческой основе, при этом не отказываясь от своей исконной территории, на которую они периодически возвращаются.

Просмотров: 339 | Добавил: Василек | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps