11:30
Лесные индейцы, ч.2 - продолжение

Голод, эпидемии малярии, туберкулеза, холеры, тропической лихорадки ставили целые народы на грань исчезновения. Особенно серьезное положение сложилось в штатах Амазонас и Дельта-Амакуро. Кроме того у варрау периодически возникают проблемы с вспышками бешенства, переносимого летучими мышами-вампирами.

Индейские народы Венесуэлы, различные по своей культуре, в то же время имеют и многие схожие черты. Как правило, основное пропитание индейцам дает земледелие, и большинство по-прежнему сочетает его с охотой, рыбной ловлей и собирательством. Последнее обеспечивает им сырье для ремесла, продукция которого используется в быту, а также как подспорье для получения наличных денег и обмена с соседями. В зависимости от окружающих условий какому-либо из вышеназванных занятий отдается предпочтение. Исключение составляют вайуу: их главным занятием с колониальных времен стало скотоводство, и они не включены в состав «лесных индейцев» - метаэтноса коренного населения Внутренней историко-этнографической области, в связи со значительными культурными отличиями, связанными с иным типом хозяйства, основанном на пастбищном скотоводстве. Лесные же индейцы, к которым относятся все остальные племена Венесуэлы, практикуют подсечно-огневое земледелие, меняя делянки каждые несколько лет. Главной из возделываемых культур является юкка, хотя есть и исключения: хоти и яномами культивируют банан, вайуу и юкпа – маис, а варрао – таро (Colocasia esculenta). Индейские народы значительно отличаются по уровню своего социального развития: наряду с оседлыми земледельческими общинами, поддерживающими торговые связи с соседями, есть охотники-собиратели, ведущие кочевой образ жизни. Различна и степень интеграции в доминирующее общество. Общины, как правило, невелики, и редко превышают сто человек. Прежде все их члены жили обычно в большом общинном доме, теперь же эта традиция сохраняется лишь у хоти и яномами, у народов пиароа и йекуана такие строения используются для проведения собраний. Все чаще индейцы предпочитают прежним хижинам сельские и городские дома: так, по данным переписи 2001 г., из 32 тыс. жилищ в общинах лишь 14 тыс. (43 %) принадлежат к традиционному типу.

В начале 2000-х годов на окраине Пуэрто-Аякучо построили микрорайон для индейцев, состоящий из сборно-щитовых домов, напоминающих длинные казармы. Я был в этом микрорайоне в 2010 году и не нашел там ни одного индейца. Возможно, какое-то время там и бывают те, для кого эти дома предназначены, но постоянными жителями городов они не стали, т.к. им в городе нечего делать. Кочующие индейцы эпизодически появляются на улицах, напоминая табор цыган в европейских городах. Детишки охотятся на ящериц и лягушек на берегах сточных канав, взрослые пытаются торговать своими сувенирами, копченой рыбой и ремесленными поделками. Таких торговцев я встречал в Пуэрто-Аякучо, Кайкара-дель-Ориноко, и в Лас-Мерседес на севере штата Гуарико, где на окраине города расположилось целое племя довольно жалко выглядевших индейцев, на которых местные горожане смотрели как на заезжий зоопарк.

Варрао, вторая по численности народность Венесуэлы после вайуу, расселены на территории нескольких штатов, но большинство обитает в Дельта-Амакуро. Основой социальной структуры является расширенная семья, а глава общины выполняет и религиозные функции. Жизнь варрао тесно связана с водой, и пирога (куриана) ее особенный атрибут. Поселения на брегах рек состоят из традиционных свайных построек без стен, хотя их место постепенно занимают обычные сельские дома. Главным занятием варрао было рыболовство, дополняемое охотой и собирательством, в особенности добычей плодов пальмы мориче, которая на протяжении веков являлась одним из важнейших продуктов питания. Однако необратимые изменения экосистемы, вызванные работами в дельте Ориноко (перекрытие одного из рукавов, активная нефтедобыча и др.) нарушили вековой уклад. По словам этнографа О. Бьорда, представителя Дирекции по делам индейцев Министерства образования, положение варрао одно из самых тяжелых в стране: «Идет процесс разрушения и загрязнения окружающей среды… равновесие нарушено… Приток соленых морских вод привел к засолению почвы, что вынудило большое число варрао покинуть обжитые места, поскольку они не могли больше сеять, и потому что исчезла рыба». Одни занялись рубкой леса и работой на деревообрабатывающих предприятиях, другие, мигрировав в города, нашли работу в сфере услуг, в качестве прислуги, но многие были вынуждены просить милостыню. Деградация окружающей среды и ухудшение условий жизни привели к тому, что ситуация со здоровьем у варрао – одна из самых тяжелых в стране, особенно в том, что касается уровня детской и материнской смертности.

Каринья рассеяны по территории четырех штатов. Основу их социальной организации составляет расширенная семья. Общины полностью автономны, а власть вождя основана на его личном авторитете, широте родственных связей и способности убеждения, поскольку его решения не носят принудительного характера и принимаются с всеобщего одобрения. Традиционное сочетание земледелия с собирательством и охотой постепенно уступает место новым видам деятельности, особенно в общинах, обитающих вблизи городов, скотоводческих хозяйств, нефтеносных промыслов. Каринья моногамны, но среди них допускается и полигамия. Молодые семьи все чаще селятся отдельно от родителей. Значительная часть каринья мигрировала в ближайшие города: Эль-Тигре, Кантауре, Сьюдад-Боливар. В целом процесс аккультурации зашел уже достаточно далеко.

 

На территории штатов Амазонас и Боливар, почти сплошь покрытых тропическими лесами, обитают представители более двух десятков индейских народностей. Наиболее значительные из них – пемон, пиароа, яномами и йекуана. Пемон, третий по численности народ Венесуэлы, населяют юго-восток штата Боливар. Они – исконные обитатели региона Гран-Сабана. Большинство живет в степных районах, и лишь небольшая группа – в лесах. Народность разделяется на три подгруппы, говорящие на разных диалектах: камаракото, таурепанг, арекуна, в Гайане живут их ближайшие родственники по языку – макуши (йети). Основу социальной организации составляет простая семья. Несколько соседних общин образуют племя, во главе которого стоит вождь, выполняющий роль судьи и представителя в переговорах с другими племенами и неиндейским населением. Жизнь индейцев, основным занятием которых было земледелие, претерпела серьезные изменения с проникновением на их территории горнодобывающих предприятий и строительством международной автотрассы между Венесуэлой и Бразилией, которая прошла через Гран-Сабану, принеся с собой, помимо всего прочего, рост числа туристов. В настоящее время многие индейцы заняты в туристической и горнодобывающей отраслях. Среди пемон сильно влияние католических миссионеров.

Пиароа расселены на обширной территории во влажном тропическом лесу в Венесуэле и Колумбии. Большинство общин живут вблизи городов и сел штата Амазонас и ведут оседлый образ жизни, создавая большие поселения (больше 100 чел.), состоящие из множества односемейных домов. Они имеют постоянный доступ к государственной системе образования и здравоохранения. Основным занятием является земледелие, также важную роль в экономической деятельности играет торговля. Однако если ранее пиароа обеспечивали обмен широким ассортиментом товаров с соседними народами, то теперь их торговые связи ориентированы главным образом на снабжение продовольствием городов. В то же время примерно десятая часть народности по-прежнему практически изолирована от доминирующего общества, сохраняя традиционный образ жизни. Это рассредоточенные на большом расстоянии одна от другой небольшие мобильные группы (от 15 до 45 чел.), состоящие из близких родственников, которые размещаются во время стоянок в одной-двух общих хижинах (чуруатах) с характерной конусообразной кровлей. По словам одного из лидеров пиароа, они намеренно отказываются от контакта с креольским обществом. В настоящее время наиболее серьезная проблема пиароа это посягательство на их территории для использования в сельскохозяйственных или градостроительных целях.

Яноама (в Венесуэле их всех чаще называют яномами) населяют обширное пространство сельвы (ок. 83 тыс. кв. км2) на границе Венесуэлы и Бразилии. Это одна из наиболее хорошо изученных народностей венесуэльской Амазонии. Согласно последним данным, общая численность народа достигает 25 тыс. человек (корректировать), из них в Венесуэле находятся от 12 до 14 тыс., разделенные на 250 общин. Они разделяются на 3 языковых группы – санема (санума), нинам, и собственно яномами (или шеришана).

Санема (известны также как шаматари и чиричано) граничат и местами проживают чересполосно с некоторыми группами екуана (макиритаре), используя в этом случае язык соседей. Венесуэльскими диалектами языка санема являются янома и кобари, а бразильские диалекты - каура, эрвато-вентуари и ауарис по названиям рек проживания. Бразильские диалекты имеют более тесную связь друг с другом.

 

Нинам (янам, янам-нинам – 576 носителей языка в 1976 году) – проживают в районе рек Мукажаи, верховьях Урарикаа и Парагуа. Делится на 3 подгруппы: северный и южный нинам и джавариб.

Яномами (они же яномамо, шаматари, шириана и вайка, а также множество вариаций) – самая большая подгруппа семейства яноама, насчитывающая на 2000 год около 27 тысяч носителей языка (9000 собственно вайка и 18000 яномамо).

Для большинства групп яноама характерна строительство общего жилища: навесы из пальмового листа, расположенные кольцом вокруг центральной площади, под каждым из которых располагается отдельная семья. Семьи могут быть моногамными или полигамными (в этом случае каждая из жен имеет отдельное жилище навес). В зависимости от размеров общины в ней один или несколько лидеров. Большинство яноама обитают в труднодоступных местах, но с середины ХХ века контакты с западным миром приобрели постоянный характер. Начало было положено протестантскими миссионерами (евангелическая организация «Новые племена»), вслед за которыми появилась и католическая миссия, а также исследователи-антропологи. С середины 1960-х годов на земли яноама стали проникать золотоискатели-нелегалы в поисках золота и алмазов, приток которых особенно усилился в конце 1980-х (главным образом из Бразилии), сделав необходимым вмешательство венесуэльских силовых структур. Новый этап в развитии контактов с доминирующим обществом начался в 2006 г., когда после выдворения из страны миссии «Новые племена» освободившееся место заняли представители государственных, военных и гражданских ведомств. Постоянное присутствие на территории яноама нелегалов и военных, осуществление государственными органами политики, подрывающей их традиционный уклад (строительство жилья городского типа, раздача бесплатной еды), столкновения на религиозной почве, обусловленные влиянием христианских миссий, а также рост заболеваемости и смертности в условиях недостаточного доступа к медицинской помощи «стали причиной серьезных социокультурных изменений и формирования новых моделей поведения, особенно в общинах, обитающих в зонах наиболее легкодоступных». «Есть общины, которые живут рядом с миссиями… или постоянно соседствуют с военными или Национальной гвардией,… встречаются даже индейцы, завербовавшиеся в солдаты», отмечается быстрый рост миграции в города (в кавычках из статьи на сайте www.survivalinternational.org). 

Просмотров: 299 | Добавил: Василек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps