11:43
Этнос, государство и ноосфера

Автор: Бирюков Василий Викторович, 1995 год

Мое пророчество о судьбе человечества. Написано через несколько лет после книги «Лесные индейцы Южной Америки» как послесловие к ней.

Определения некоторых терминов могут отличаться от приведенных в энциклопедиях и учебниках, они соответствуют моему личному, возможно неправильному мнению.

Статья написана до появления у меня интернета, задолго до кампаний по разоблачению масонских заговоров, в те времена, когда еще никто не помышлял о грядущих апокалипсисах по календарю майя.


Человека таким, каков он есть, создает среда, в которой он живет. Среда – это страна, квартира и деревня, где он живет, религия, родители и друзья, школа и еда, книги и климат, окружающий ландшафт и рассказы стариков, обычаи и небо над головой, это все, в чем живет человек от рождения и до смерти.

Каждый человек – представитель своего народа, этноса. Этносы появились за тысячи лет до возникновения первого государства и, в отличие от государства, являющегося субъективным социальным механизмом, этнос – объективная категория. По мнению одного из величайших российских историков Л.Н.Гумилева, для каждого исторического этноса, как для живого существа, можно определить момент рождения, периоды становления и наивысшего подъема сил, старения и упадка, и, наконец, срок гибели или распада. Определение этноса, как группы людей, связанных родством или происхождением, языком и культурой, верно лишь отчасти. В истории множество примеров, когда эти признаки этноса складывались уже после факта его возникновения. В результате сочетания событий истории возникает этническая целостность. Это может происходить на фоне сплочения в тесный коллектив разноязыкой и разноплеменной массы, которая переходя на общепринятый язык и роднясь друг с другом уже в процессе совместной жизни вырабатывает общие культурные традиции.

Этнические различия объективны и играют огромную роль в судьбах народов. Один из древних идеалов – утопическое представление гуманистов о полном единстве человечества, обязательности для всех людей неких общечеловеческих ценностей, а также стремлении народов слиться в единую семью. Попытки воплощения в жизнь этого ошибочного тезиса, искусственно объединяя народы, предпринимались не раз. И они приводили к определенным результатам, но к успешному осуществлению идеалистических замыслов - никогда. Для великих властителей в истории человечества стремление к этому идеалу было наилучшим средством для самообмана, однако, невозможно обмануть объективные законы бытия, которыми управляются процессы возникновения и существования этносов.

Действия группировок власти, независимо от того, император это, или президент и парламент, в попытках достижении иллюзорных гуманистических целей могут иметь разрушительные последствия. Возможности совместного существования совершенно различных по мировосприятию этносов ограниченны. В этом варианте «слияния» с большой вероятностью развиваются гибельные тенденции для «поглощаемого» и «поглощающего» этноса – деградация этнического новообразования, отсутствие у него духовного стержня и сознания самодостаточности. Упрощенное описание данного варианта этнических процессов выглядит так: один народ получает геноцид и смерть, другой – комплекс вины и ошибочности пути.

Современные люди часто отождествляют цивилизацию и цивилизованность со своей конкретной страной и государством, считая народы, живущие вне государственности, дикими и нецивилизованными, нуждающимися в навязывании им опеки и исправлении их заведомо неправильного образа жизни. На самом деле государство – лишь аппарат в руках территориальной социально-экономической группировки, стремящейся к диктату для достижения своих целей. Все, что недообразованный инфантильный индивидуум считает верхом цивилизованности - всего лишь его искаженное восприятие действительности, внушенннное системой воспитания социальных рефлексов. Национализм  государства  заключается в противопоставлении интересов определенного этноса интересам других этносов, возвышении за счет унижения и подавления. Национализм – один из характерных атрибутов всех известных форм государства с различием только в степени проявления и приоритетной направленности внутрь собственной сферы или вовне ее. Чем мощнее институты государственной власти  (вооруженные силы, полиция и т.д.), строже иерархическая структуры чиновничества, законодательная база, регламентирующая жизнь и деятельность населения, тем более защищенной чувствует себя одна часть населения и тем более несвободной и бесправной - другая часть.

Установками государства – механизма для установления лидерства определенной группировки внутри суперэтноса, цивилизации, территориального, культурного или социально-экономического сообщества особей – определяется направление развития сообщества. Тупиковый или ошибочный курс не исключен, его итогом может стать цепная реакция разрушения среды обитания, либо милитаристский армагеддон – тотальная гибель всей биосферы в результате применения новых видов оружия.

Наличие государства – не обязательное условие существования цивилизации и их нельзя смешивать. Государство – способ социальной организации, или одна из ступеней социальной организации общества. Становление и взросление этносов предполагает достижение ими в своем развитии фазы стабильности, предполагающей энергетическую сбалансированность, когда безудержное стремление к жертвенности во имя высших идеалов затухает, позволяя направить все усилия общества на созидание и прогресс (по Л.Гумилеву – инерционной фазы или цивилизации). По мере дальнейшего развития этнической целостности усиливается ее стремление через разрушение среды и самого этноса к гомеостазу, который обусловлен отсутствием государства – источника конфликтов со средой обитания, насилия одной группы населения над другой. Следовательно, чем сильнее государство, тем слабее перспективы сохранения этноса после периода обскурации, разложения, завершающего эпоху создания цивилизации. Противоречие цивилизации – в конфликте этноса с государством: первый стремится к освобождению и материальному благу, второе – к усилению собственного могущества за счет несвободы граждан, ущемления их этнических интересов и разворота потока значительной части производимых материальных ценностей на собственные нужды. Происходит это за счет затухания пассионарности этноса в инерционном периоде, критическая точка падения которой знаменует начало периода обскурации (по Л.Гумилеву).  Государство, как властная структура, представляет наиболее активную и сильную группировку населения, которая на разных этапах созревания этнической целостности выдвигается совершенно различными по ментальности слоями.  От формы государственного устройства практически не зависит отношение властей к подданным. Постепенная смена стареющей этнической целостностью направления вектора биохимической энергетики с положительного на отрицательное приводит к изменению ценностных установок и общественной морали.  То государственное устройство, что вчера казалось венцом демократии и свободы, словно бы вдруг начинает вырождаться в злобного монстра, пожирающего собственных граждан, не  говоря уже о соседях. Конфликт морали и закона (являющийся развитием противоречия интересов «глобализированных сообществ») становится все более опасным для существования биосферы по мере эволюции ноосферы, для которой постепенно становится нормой широчайшее культурное взаимовлияние, расширение возможностей и скорости культурообмена, а также площади соприкосновения этносов (или, точнее говоря, расширение многообразия точек этих соприкосновений). Накопление научно-технического потенциала ноосферы создает предпосылки для возникновения искусственных глобальных катастроф и кризисов в биосфере и внутри самой ноосферы в частности. Иными словами, с развитием области разума увеличивается масштаб потенциальной угрозы как для жизни и здоровья людей, так и для всей живой природы Земли.

Появление в эпоху обскурации общественных экологических движений (типа Green Peace и т.п.), объединение стран в международных правозащитных структурах, антирасистские выступления в расистских странах являются ничем иным как проявлением массового инстинкта самосохранения.

Терпимость – национальная (этническая), религиозная и т.д. – суть  так же проявления собственного инстинкта самосохранения, и когда в ней отпадает необходимость, она как моральная ценность вместе с глобальным «общечеловеческим гуманизмом» остается не востребованной. В то же время, призывы к терпимости и стремление к установлению неких общечеловеческих норм и правил морального поведения усиливаются по мере возрастания опасности для равновесия уже достигших уровня беззаботного экономического процветания народов.

Религия – способ распространения моральных ценностей в сообществе людей, значительно превышающем по объему возможности любого непосредственного общения.

Этнические процессы в Западной Европе со времен заката Римской империи и становления империи христианско-католической имели четкие тенденции к образованию западноевропейского суперэтноса. Толчок, который привел к формированию нового этнического поля, породившего этносы западноевропейского – христианско-католического – суперэтноса, датировался примерно IX-X веками. Для определенной социальной категории, которой являлось дворянство и близкие к нему социальные слои, уже в раннем средневековье не существовало на всем Западноевропейском пространстве ни языковых, ни государственных барьеров. Значительной частью территории здесь в определенные периоды истории правили одни династии, несмотря на сохранение границ, а связи между аристократическими и околоаристократическими кругами стран были настолько тесными, что дворянству Франции или Германии были гораздо ближе по культуре представители того же социального слоя Англии и Испании, чем крестьяне или городские ремесленники собственного этноса.

Высокая пассионарность западноевропейского суперэтноса могла сыграть роль пара в котле  замкнутого пространства Европы в средние века, который не находя выхода грозит уничтожить его. Наличие значительной прослойки активного незанятого созидательной деятельностью населения грозило разрушить или значительно изменить облик самой евроцивилизации. Колонии оказались клапаном сброса внутреннего давления, выгодным средством решения проблемы лишнего сверхактивного населения, оказавшегося лишним после надлома и начала инерционного периода, времени, отводимого этносам природой для создания цивилизаций. Кроме того, это был идеальный источник увеличения благосостояния метрополии за счет ограбления и геноцида других - далеких и «неродных» народов, перед которыми могло не быть моральных обязательств. По существу первые 200 лет колонизации Америки были лишь поисками золота и других средств быстрого и легкого обогащения за счет грабежей и убийств. По современным юридическим нормам конкистадоры и колонизаторы начального периода представляли собой шайки грабителей и незаконных иммигрантов. Приемы, которыми пользовались метрополии в отношении колонизуемых территорий: ничем не спровоцированное вооруженное вторжение, идеологические диверсии и религиозная экспансия, бактериологическая война. Неприкрытые корыстные цели агрессивных действий оправдывались высшим моральным правом европейцев и христиан, как более культурных и развитых народов в сравнении с «дикими» аборигенами колоний. Нетерпимость этническая, культурная и религиозная в самых крайних проявлениях была на этом этапе правилом поведения европейцев в Новом Свете.

Отношения к иным культурам и этносам строилось с позиций этноцентризма (в данном случае еврохристианского). Считалось, что все прочие народы от европейцев отстали и не имеют в своей культуре ничего ценного, что стоило бы сохранить и приумножить. Теперь, когда в Европе вспомнили о терпимости и биологическом единстве человечества, ученые напряженно ищут сохранившиеся крохи достижений погибших культур, с сожалением констатируя, что многие из них, оказывается, были не столь уж примитивны и непрактичны, чтобы их безжалостно и без остатка уничтожать. На ряд вопросов трудно ответить, не спустившись с высоты собственных предрассудков и глупости.

Почему в действительности все цивилизации древности погибли? Периоды становления, расцвета и упадка, а затем «внезапной» гибели характерны для всех известных исторических цивилизаций без исключения. Гибель после периода процветания и создания собственных империй постигла народы  Шумера, Древнего Египта, Эллады, Римской империи, Древней Японии, кельтов, майя, ацтеков и инков. На руинах древних цивилизаций возникли новые. Осколки старых этносов, соединившись с пришельцами, дали жизнь новым великим народам, иногда сохранившим прежние названия и память о славных деяниях далеких предков.

Действительно ли обладали представители исчезнувших культур навыками и знаниями, которые могли бы оказаться полезными современным людям? Некоторые из достижений в методах землепользования древнего населения Амазонии с большим трудом начинают реконструироваться и оказываются более пригодными для местных условий, чем перенесенные из других широт. Другие изобретения и умения в скудном числе чудом сохранились у деградировавшего современного населения бывших колоний. Что еще забыли или не смогли освоить мы в спешке стать образованными и цивилизованными? Может быть, познав непонятое, мы открыли бы целый неизведанный мир? Например, не является ли общение с духами потустороннего мира тайного клана всемогущих воинов у индейцев хибаро разновидностью навыка влияния на ирреальные силы, которые мы называем полтергейстом или параллельными мирами? Кто знает, может быть, традиции охоты за головами и управление духом убитого врага на самом деле являются недоступным нам умением управлять таинственными и опасными силами ирреального мира? А возможно и другие магические действия исходят из опыта тысячелетнего познания тропического леса, а не просто следствие нелепых предрассудков?

Предназначение религии, как универсального определителя ориентиров добра и зла, обеспечивающего ментальное (или моральное) единство индивидуумов внутри этносов любого размера, остается верным даже для крохотного охотничьего племени… Индеец, четко представляющий себе, что без полового акта женщина не может стать беременной, идет охотиться. Потусторонние силы ведут его на встречу с нужной добычей. Охотник поражает в чаще леса стрелой, имеющей такое же название, как и мужской половой орган, животное или птицу. В свое жилище он приносит только телесную часть дичи – духовная же осталась в лесу, чтобы вновь возродиться. Из съеденной женщиной плоти животного формируется особая духовная субстанция будущего ребенка. В его длинном имени – название съеденного матерью зверя. Умирая, индеец возрождается в «своем» животном, которое вновь может быть добыто охотником и съедено матерью будущего ребенка. Особую роль в воспроизводстве жизни играют почва и деревья родного леса. Это магия жизни охотничьего народа. Охотник оплодотворяет лес, выбирая место и цель охоты в соответствии с тысячелетним опытом, передаваемом, в том числе и религиозной традицией.

Знакомясь с религиозными верованиями считавшихся самыми примитивными племен, мы поражаемся их сложности и стройности. Пытаясь понять их суть и предназначение, мы осознаем сложнейшую систему выживания и взаимодействия этноса с окружающей средой. Ценнейшим культурным сокровищем бесписьменных народов являются их традиции, которые некоторые реликтовые этносы сохраняют в течение тысячелетий. Утрата традиций означает деградацию этноса.

За прошедшие 500 лет многие культуры южноамериканских индейцев исчезли, практически не оставив следа. Именно исчезнувшие культуры стояли на значительно более высокой ступени культурного, социального и технического развития, чем те, с которыми приходилось иметь дело этнографам ХIХ-ХХ столетий. От них остались только плохо сохранившиеся археологические памятники и скудные свидетельства современников. Народы - носители этих высоких культур не обязательно вымерли. По различным причинам, связанным с внешними факторами европейского вторжения на континент – истребительными войнами, эпидемиями, христианизацией и т.д. – происходила культурная деградация народов. Колонизаторы сотворили смутные времена беззакония и произвола. Существовавший тысячелетиями порядок вещей был нарушен вторжением чужаков. Разрушение традиций привело к подмене моральных норм, обеспечивавших единство этносов, простейшими категориями силы и выгоды, т.е. формальными законами. При деградации народа резко возрастает число деградировавших индивидуумов, которые становятся основой будущих наций вновь образующихся государств. Уже второе поколение «детрибализированных индейцев» полностью изменило свой этнический облик.

Дополнение:

Характеристики модели мировосприятия, определяющие поведение сообществ и индивидуумов при взаимодействии с иными этносами.

Модель определяется набором морально этических правил и выше упомянутые характеристики частично могут быть сведены к нескольким словам, кратко характеризующим эти правила.

Для западноевропейского суперэтноса: выгода, агрессивность, подчинение.

Для русского суперэтноса: совесть, вера, жертвенность.

Для татаромонгольского суперэтноса: достоинство, почтение, независимость.

Северамериканские индейцы прерий: честь, верность, брутальность.

Эти характеристики являются центральным стержнем существования цивилизации, в которой развивается метаэтническая общность, двигаясь от своего рождения к неминуемой смерти. Мне показалось, что вполне достаточно трех стержневых слов, необходимо лишь точно уловить ментальную сущность рассматриваемой цивилизационной модели.

Характеристики этносов определяют вероятностные параметры тенденций к сближению и объединению их в рамках метаэтнических общностей. Несовместимость параметров приводит  к созданию цивилизационных химер, обреченных на самоуничтожение и распад.

Полное совпадение характеристик – единственный путь к полному слиянию разных этносов в один. Так враждебные индейские племена легко становились единым этносом, объединяясь друг с другом даже несмотря на полное несовпадение языков, но не влились в западноевропейский суперэтнос, создавший на индейских землях государство США, несмотря на все усилия со стороны последнего.


Просмотров: 741 | Добавил: Василек | Теги: этнос, индейцы, государство, религия, Цивилизации древнего мира, ноосфера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps