18:17
Агрессивность с точки зрения антропологии



Изображение
 

Агрессия, как естественная черта формирующейся моноэтничности

Наблюдения за детьми показали, что они имеют весьма широкий разброс внутривидовой агрессивности. Определенная часть детей проявляют особенную злобу к себе подобным, что создает у них иллюзию доминирования в социальной группе, благодаря подавлению более слабых или менее агрессивных.
Психолог из Университета Айовы Леонард Ирон проводил масштабное исследование детской агрессивности

Ирон разработал специальный метод, с помощью которого оценил агрессивность 856 человек.

Полученные показатели были на удивление устойчивыми.
Повторив свой опрос через несколько лет, психолог убедился в том, что с возрастом агрессоры не сильно меняют свое поведение.
Позднее социолог из Университета Мичигана Роуэлл Хьюсман собрал максимально подробную информацию об участниках исследования Ирона (в 1960 году, когда они были еще детьми).
Оказалось, что оценки агрессивности полувековой давности позволяют неплохо предсказывать дальнейшую судьбу школьников.
По сравнению со своими спокойными товарищами отъявленные задиры были менее счастливы в браке и чаще разводились.
На этом проблемы агрессоров не заканчивались.
Буйный нрав мешал их карьере, и в среднем они заметно меньше зарабатывали.
Хьюсман убеждал, что агрессивность делает человека неудачником в жизни.
Приводя в пример агрессивные экземпляры мужской половины некоторых племен Южной Америки антропологи делают более обобщающие выводы.
«Агрессия в чистом виде никогда не приносит очевидной пользы, - объясняет Валентина Буркова из Института этнологии и антропологии РАН. - Агрессивный мужчина будет плохим отцом, его не выберут женщины».
На самом деле агрессивных племен на земле достаточно много. Это яномами на границе Венесуэлы и Бразилии, некоторые горные папуасские племена. Агрессия и жестокость характерны для большинства современных моноэтнических этнокультурных образований, и корни этого явления лежат в иной плоскости, нежели современное понимание мифических "общечеловеческих ценностей".
Но как выдающийся пример "первобытной" агрессии обычно приводят народность ваорани из Эквадора.
Справка:
Ваорани, ваодани (или аука, буквально на кечуа «враги») — индейский народ, проживающий на территории восточного Эквадора, в междуречье Напо и Курарай. Общая численность составляет около 4 000 человек.
Особенностью ваорани является низкий рост (мужчины − 154 см, а женщины — 144 см). Говорят на языке ваорани.
Значительная часть ваорани во второй половине XX века оставила бродячий образ жизни охотников и собирателей и живёт в постоянных лесных деревнях.
Ряд племенных групп внутри ваорани (тагаери, виньятаре, оньяменане, тароменане) избегает общения со внешним миром и продолжает бродячую жизнь в лесах.
==============================
Пример небольшой народности ваорани показывает возможные пути формирования новой этничности. Так при отщеплении от основного ядра группы с высоким уровнем агрессивности, у которой согласно вышеизложенной теории было относительно мало возможностей на успешное конкурирование внутри прежней общности, образуется самостоятельное этническое образование, более перспективное в плане размножения и развития, нежели если бы оно оставалось в составе прежней группы, где эта агрессивность была бы причиной неудачной репродуктивности.
Для агрессоров единственным способом оставить потомство в этом случае является образование собственной этнической группы, противостоящей или отказывающейся от контакта с прежним материнским ядром. Идеологической основой существования выступает отрицание общности с прежними соплеменниками. Результат - ожесточенные стычки, убийства и разграничение территорий.
Аналогичные первобытноплеменным этнические процессы мы можем наблюдать и внутри современных наций и государств. Таково агрессивно антирусское строительство новой украинской нации. Черты национального "новодела" - фашизм и ожесточенный национализм.
Примечание: Фашизм - государственное строительство единой нации с уничтожением несогласных.
Национализм - идеология первичности нации в государственнообразующем процессе, плюс шовинизм и идея о национальном превосходстве: "Украина понад усе".

_____________________________________________________________

Ваорани

 

В 1990 ваорани получили право на закреплённую за коренным населением резервацию площадью примерно в 6 125,6 квадратных километров. Статус национального парка Ясуни, часть которого пересекается по территории с данной резервацией, гарантирует неприкосновенность биологической среды.

Также правительство Эквадора создало запретную зону, чтобы граждане не становились жертвами ушедшей в джунгли части ваорани — охотников тагаери.

______________________________

Статья из иносми.ру об ваорани:

Индейцы в добровольной изоляции, нефтяная политика и массовые убийства в тропических лесах ("Otramerica", Колумбия)
Гвадалупе Родригес (Guadalupe Rodríguez)
Контекст
28/11/2012Индейцы против экономического чуда Бразилии ("Otramerica", Колумбия)
14/10/2012Индейцы вышли на тропу войны с пивными магнатами ("Daily Mail", Великобритания)
22/08/2012Американские индейцы и колониальный образ мыслей ("Otramerica", Колумбия)
21/12/2012Майя ничего не говорили о конце света ("La Jornada", Мексика)

22/04/2013
Власти и общественные организации Эквадора обсуждают причины и последствия кровавой стычки между индейскими племенами, произошедшей несколько недель назад. Индейские организации требуют расследования случившегося. В столкновениях участвовали семьи индейцев ваорани и тароменане. Тароменане относятся к так называемым неконтактным народам и проживают в бассейне Амазонки в Эквадоре. 

Индейские племена тароменане и ваорани стали главными участниками и жертвами кровавых стычек, произошедших с 5 по 29 марта 2013 года. Количество погибших уточняется. Первое кровопролитие произошло, когда 50 семей тароменане напали с копьями на мужа и жену из племени ваорани. Один из супругов погиб на месте, а другой скончался в медпункте нефтяной компании REPSOL.

На данный момент неизвестно точное место, где произошло последнее побоище, когда нападавшие хотели отомстить за погибших супругов ваорани. Количество убитых индейцев тароменане не уточняется, приводимые цифры колеблются от 18 до 30. Как сообщил один из руководителей общины ваорани, события произошли на территории 16-го нефтяного месторождения. Чтобы добраться туда, нужно идти пешком по сельве минимум три дня.

Сообщается также о том, что властям удалось забрать двух девочек тароменане, находившихся в общине ваорани. Число индейцев тароменане оценивается в 150 человек. Ваорани, проживающие в этой же местности, насчитывают еще 150 человек, разделенных на три клана. Начиная с 8 апреля, эквадорские власти осуществили три облета местности, но трупов не обнаружили. 

По мере освоения новых земель сельва сокращается 

Индейцы ваорани согласились на контакт с «цивилизацией» в 50-х годах прошлого века, когда в бассейн Амазонки, где они проживали, приехали миссионеры-евангелисты из США. В то время территория ваорани занимала около двух миллионов гектаров. С той поры индейские семьи стали вытеснять в зону, которая с каждым разом сокращалась все больше и больше. Тагаэри и тароменане, со своей стороны, пошли по пути добровольной самоизоляции на своей территории и стали так называемыми неконтактными народами после того, как убедились в том, что «блага цивилизации» не очень их устраивают, а также после определенного отрицательного опыта контактов с представителями западной цивилизации. В итоге они приняли решение отвергнуть те преимущества, которые якобы давало приобщение к западному образу жизни. Сейчас они проживают в районе Ясуни (Yasuní), а если говорить точнее - на территории, определенной эквадорскими властями как Неприкосновенная зона (Zona Intangible), которая постоянно сокращается, что приводит к конфликтам и столкновениям, подобным тем, что произошли за последние недели. Они живут той жизнью, которой издревле жили все индейцы. Многим это трудно понять, но неконтактные народы просто-напросто не хотят воспринимать нашу идею государства, законов, прогресса, экономического роста, цивилизации.

Они предпочитают мирную и спокойную жизнь в тропических лесах, но для этого им нужна территория. Эти индейские семьи не ведут оседлый образ жизни, а перемещаются по своей территории, которая становится все меньше и меньше. Это приводит к стычкам между различными группами. Но конфликты происходят не только с индейцами, но также с теми, кто преследует в сельве свои интересы, будь то легальные или нелегальные лесорубы, нефтяники со своими дрогами и вышками, поселенцы, животноводы, земледельцы, миссионеры, представители других народностей, туристы, инфраструктурные объекты и так далее. 

Именно то обстоятельство, что у индейцев постоянно сокращают территорию обитания, облегчает прибытие многочисленных чужеродных элементов. К этому выводу приходят все индейские организации, высказавшиеся по поводу кровавых стычек, произошедших на территории племени ваорани.

Права индейцев

В 2006 году Межамериканская комиссия по правам человека (CIDH) разработала комплекс мер по защите неконтактных народов, проживающих в Эквадоре в бассейне Амазонки. После этого был принят план по их выполнению, а также разработана государственная политика в отношении народов, находящихся в добровольной изоляции.

Так, конституция Эквадора признает за неконтактными народами неприкосновенное право на владение своими исконными территориями, которые не подлежат уменьшению. На этих территориях запрещена добыча любых природных ископаемых (статья 57, пункт 21). На международном уровне Декларация ООН о правах индейских народов и 169-я Конвенция Международной организации труда (Эквадор является участником обоих этих документов) устанавливают, что индейские народы имеют право сами определять образ жизни в соответствии со своими устоями и обычаями.

Следует отметить, что в настоящее время президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о внесении изменений в Конституцию и подверг критике CIDH, считая, что предложенные этой комиссией меры неэффективны в вопросах защиты прав человека.

Несмотря на это, на данный момент Министерство невозобновляемых природных ресурсов (нефть и полезные ископаемые) не выработало официальной позиции по отношению к случаям массовых убийств. Неспроста нынешний глава этого министерства Вильсон Пастор (Wilson Pastor) в свою бытность президентом нефтяной компании Petroamazonas в 2010 году отрицал существование неконтактных народов. Основываясь на этом утверждении, были начаты геологоразведка и разработка нефтяных месторождений в местах проживания неконтактных народов тагаэри и тароменане. В настоящее время на их территории ведут работу испанская нефтяная компания REPSOL и китайская NOMECO.

В коммюнике Министерства юстиции от 5 апреля утверждается, что «через свои различные институты государство постоянно высказывает готовность к диалогу с народом ваорани. С целью защиты неконтактных народов был предпринят ряд мер, включая мониторинг обстановки, осуществляемый Министерством юстиции, прав человека и вероисповеданий; ограничение продажи алкогольных напитков в зоне проживания индейского населения; ужесточение контроля за продажей оружия и боеприпасов и другие меры». Таким образом, государственная власть Эквадора заявляет о том, что не оставляет своим вниманием территорию проживания индейцев ваорани и «предприняла меры по защите прав индейских племен и неконтактных народов».

По словам индейских организаций, это всего лишь вынужденные административные меры - в то время, как главная задача государства заключается в другом - не допустить проникновения в Неприкосновенную зону посторонних людей, поскольку лишь таким образом можно обеспечить свободную жизнь неконтактных народов и сократить насилие. Индейские организации имеют в виду деятельность по добыче полезных ископаемых, которой правительство придает приоритетное значение вот уже несколько десятилетий и в которой все более активно участвуют нефтяные, деревообрабатывающие и горнодобывающие компании. Эта деятельность вступает в открытое противоречие с защитой индейских территорий, в особенности тех, где проживают неконтактные народы.

Как явствует из докладов о недавних трагических событиях, произошедших в сельве, загрязнение окружающей среды и шум приводят к сокращению источников питания (рыбная ловля и сбор плодов), в то время как болезни, конкуренция, манипулирование индейскими общинами со стороны нефтяных компаний и увеличение количества оружия являются главными факторами кризиса в лесах Амазонки, заставившими ваорани, тагаэри и тароменане уйти из мест своего традиционного обитания.

Отрицательное воздействие вышеописанных факторов на территории, где проживают индейцы, приводит к стычкам и конфликтам между ваорани, тагаэри и тароменане, которые привели к человеческим жертвам.

Конфедерация индейских народов Эквадора (CONAIE) считает, произошедшие события «являются логическим следствием модели экономического развития, основанной прежде всего на добыче полезных ископаемых и ускоренном освоении индейских территорий». По ее мнению, по сути, речь идет о структурной проблеме государственного масштаба.

Участники кампании «Амазонка ради жизни» (Amazonía por la Vida) заявляют, что государственная власть оказалась не в состоянии защитить индейские народы, поскольку разрешила нефтедобычу в зонах традиционного проживания индейцев». Со своей стороны, организация «Экологическое действие» (Acción Ecológica) рассматривает происходящее как этноцид, возлагая ответственность на правительство Эквадора и различные ведомства, в частности, Министерство невозобновляемых ресурсов, стимулирующее нефтедобычу на исконных индейских землях; Министерство внутренних дел, не предпринявшее действенных мер для разрешения конфликта, и Министерство юстиции, не обеспечившее защиты неконтактных народов. Определенная ответственность ложится также и на отдельных представителей индейцев ваорани, ради личной выгоды заключающих соглашения с нефтяными компаниями, попадая таким образом от них в зависимость, отказываясь от своей культуры и предавая интересы своего народа.

Чего боятся и что просят индейские организации 

Ввиду постоянных угроз и давления, они опасаются прежде всего изгнания со своих территорий и исчезновения как индейских народов. 

Данные факты вырываются из контекста и извращаются с тем, чтобы отвлечь внимание общественного мнения от ответственности государства. Их преподносят как «простые столкновения между индейцами», как войну между «примитивными народами», или акты самосуда, используя для насильственного выселения неконтактных народов с целью эксплуатации природных богатств, находящихся на их территориях.

И, наконец, нынешнее XI заседание нефтяной комиссии Эквадора, рассматривающей ход разработки месторождений в юго-восточной части страны, в значительной степени вызывает конфликты между индейскими племенами.

Поэтому индейские организации, включая организации ваорани, а также общественные и экологические организации, требуют начать процесс на долгосрочную перспективу с участием представителей государственных органов и властей ваорани и других индейских племен, населяющих бассейн Амазонки, с целью:  

- Проведения серьезного и гласного расследования имевших место трагических событий. 

- Привлечения внимания к действительным проблемам, с которыми сталкиваются ваорани и другие неконтактные народы, ответственность за решение которых лежит на государстве.

- Принятия действенных мер в зоне конфликта. 

- Срочного пересмотра политики в области нефтедобычи, лесозаготовок и ликвидации ее отрицательных последствий. 

- Прекращения разработки нефтяных месторождений, ведущейся в настоящее время в районе Ясуни.

- Согласования всех действий и мероприятий с властями ваорани.

- Большей открытости и внимания к вопросу неконтактных народов, поскольку это не межэтнический, а гораздо более глубокий конфликт, ущемляющий права индейских народов, в особенности тех, которые проживают в добровольной изоляции.

- Признания эквадорскими властями племен, проживающих в добровольной изоляции, в качестве «народов, недавно вышедших на контакт».

- Обеспечения действительной неприкосновенности территории ваорани, где проживают семьи, вышедшие на контакт, а также проживающие в добровольной изоляции.

- Оказания специальным докладчиком ООН по проблемам индейских народов и другими компетентными органами помощи по защите их интересов.

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20130422/208340437.html#ixzz3bBD7YbGB 

Просмотров: 554 | Добавил: Василек | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps